Евгений Касперский

Генеральный «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский рассказал «Известиям» о том, что его компания разрабатывает «безопасную» операционную систему, которая будет использоваться в автомобилях. Чуть ранее стало известно, что президент РФ Путин поручил премьеру Медведеву переработать стратегию развития российского автопрома на ближайшие девять лет.

По словам Касперского, в современных автомобилях установлено от 30 до 100 компьютерных систем, в том числе с подключением к интернету. Большинство из них уязвимы и поддаются взлому. Касперский считает «подключенные» автомобили «зоной риска» вне зависимости от того, на чем они ездят — на электричестве, бензине или другом топливе. В качестве примера он привел опыт с Jeep — хакерам удалось завладеть системами управления этим автомобилем и свалить его в кювет. К счастью, опыт был экспериментальным, поэтому водитель подготовился к тому, что его автомобиль мог начать вести себя странно. После этого случая Chrysler отозвал несколько сотен тысяч машин.

Операционная система Касперского будет предупреждать подобные взломы и препятствовать им. Касперский отмечает, что новая ОС будет модульной, поэтому любой производитель сможет заказать систему управления, в которой нет ничего лишнего и которая сможет запускать только те приложения, которые ей разрешены. Операционные системы вроде Linux или Windows для этого непригодны в том числе из-за особенности кода, который позволяет выполнять приложениям любые действия и в котором постоянно находят новые уязвимости. В настоящее время «Лаборатория Касперского» создает операционную систему для нужд промышленности (вероятно, на ее основе и будет собрана ОС для автомобилей).

«Лаборатория Касперского» уже сотрудничает с несколькими зарубежными автоконцернами, но не исключает возможность взаимодействия с российскими компаниями (вероятно, в первую очередь с ВАЗом). Особый интерес для «Лаборатории» представляют автомобили, которые способны обмениваться информацией с внешней коммуникационной средой — другими автомобилями, различными устройствами и системой «умного дома». Именно для них, по словам Касперского, проблема безопасности выходит на первый план.

El Lada

18 января Владимир Путин подписал поручение правительству РФ к первому марта этого года представить новую стратегию развития автопрома до 2025 года. В ней, в частности, должен быть предусмотрен переход к серийному выпуску электромобилей. Не исключено, что производить электромобили для массового рынка будет ВАЗ, у которого уже имеется нужная модель — El Lada. 27 августа прошлого года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому в ближайшие годы все автозаправочные станции в России должны быть оборудованы зарядными устройствами для электромобилей. Заправки должны подготовиться к обслуживанию электромобилей к первому ноября 2016 года (правда, подзаряжать они будут в основном не ВАЗы, а автомобили зарубежного производства — например, немногочисленные Tesla).

Самопилотируемые электромобили готовит несколько крупных зарубежных IT-компаний. Прототип такого авто от Google успешно преодолел множество тестов и недавно проехал миллионную милю, а Apple тестирует Project Titan в условиях строгой секретности.
Читать далее