Продолжаем говорить про не самые лучшие программные продукты от Microsoft. С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.

Windows Phone — так и не достиг уровня iOS и Android

В начале нулевых ситуация у Microsoft была просто идеальной: пользователи были довольны Windows XP, на мобильном рынке активно развивались коммуникаторы на Windows Mobile, которые умели многое из того, на что способны современные смартфоны. И, на волне этой эйфории, редмондская компания прошляпила не только выход iPhone и устройств на Android, но и тот момент, когда они стали куда популярнее и эффективнее коммуникаторов на Windows Mobile 6.

В итоге в 2010 году на MWC Стив Балмер представляет новую ОС — Windows Phone 7. Все ждали от Microsoft улучшенный вариант Windows Mobile, а получили что-то похожее на iPhone OS первых версий: закрытую файловую систему, возможность ставить приложения только из MarketPlace, отсутствие русского языка и поддержки SD-карт, и даже привычных нам опций типа Copy/Paste не было — в общем и целом, iOS 4 и Android 2 были куда более продвинутыми.



На исправления этих проблем у Microsoft ушел целый год — в 2011 была представлена Windows 7.5, которая «вылечила» большую часть детских болезней (целых 500 изменений), а в магазине на тот момент было уже несколько десятков тысяч приложений. К тому же появилась поддержка большого количества языков — в том числе и русского. Казалось бы — все хорошо, продолжая также активно развивать систему Microsoft вполне могла еще через пару лет создать нормального конкурента iOS и Android.

Но, вместо этого, компания решила зачем-то еще раз начать все с нуля: в 2012 году публике демонстрируют Windows Phone 8, при этом объявляя, что устройства под управлением 7.5 получат лишь косметический апдейт до 7.8, при этом ни о какой совместимости с приложениями для WP 8 не будет, ровно как и WP 8 не будет совместима с приложениями для WP 7. «Радость» пользователей представить было не трудно — получается, что поддержку для них сократили всего до 2 лет, при этом если на iOS и Android подавляющее большинство приложений запускаются и нормально работают на старых версиях ОС, то здесь пользователи по сути оставались с бесполезными «кирпичами».

Разработчики приложений тоже были не особо рады: если WP 7 работала на старом ядре от Windows CE, а софт писался на Silverlight, то новая мобильная Windows уже работала на ядре NT, что требовало почти полного переписывания программ. 

К тому же разработка новой ОС с нуля откинула ее по функционалу еще дальше от постоянно развивающихся Android или iOS: так, если пользователи «зеленого робота» уже годами использовали SD-карты и воспринимали их как что-то само собой разумеющееся, то лишь в Windows Phone 8 вернули их поддержку назад. Это же касается и, например, многоядерных процессоров: в 2012 году на Android и iOS уже вовсю развивались двух- и четырехядерные SoC, здесь же они только-только появились. Ну, разумеется, в Play Market и App Store были уже миллионы приложений, а вот в магазине от Microsoft опять же было пусто.

В 2015 году Microsoft представляет Windows 10 Mobile (очень похоже на попытку сыграть на чувствах бывших пользователей WM 6, однако спустя 10 лет это выглядит странно), в которой наконец-то переработали меню настроек, сделали неплохой для мобильных устройств браузер Edge, добавили интерактивные уведомлений, более-менее полноценный проводник и масштаб интерфейса — в общем, система приобрела вполне неплохой функционал по современным меркам. 



Но, увы, две глобальные проблемы все же ее «потопили»: во-первых, ее опять же поддерживали не все устройства, работающие под управлением WP 8 — обделили даже популярнейшую (из-за своей низкой цены) Lumia 520. Во-вторых, даже на флагманских устройствах работала 10ка достаточно медленно и с большим количеством ошибок, да и время автономной работы страдало.

В итоге чаша терпения пользователей была переполнена, и мало кто стал ждать исправления ошибок — так, к началу 2016 года доля WP на рынке упала ниже 1%. Более того — сама Microsoft также поняла, что тянуть систему дальше нет смысла: последний крупный апдейт, 1709, вышел в октябре 2017 года, а его поддержка должна закончится 10 декабря этого года — и именно этот день можно считать датой официальной смерти мобильной Windows.

Windows Genuine Advantage — индусская антипиратская защита

То, что Windows пиратили, пиратят и будут пиратить — ни для кого не секрет, и, очевидно, Microsoft с этим активно борется: если для активации той же Windows 95 нужно было всего лишь ввести ключ (в результате чего несколькими ключами были активированы почти все копии на территории СНГ), то после выхода Windows XP компания решила всерьез встать на тропу войны, выпустив одним из обновлений специальный инструмент Windows Genuine Advantage.

Программу сразу же окрестили шпионской, и было за что: она собирала не только ключи продуктов Microsoft (Office и Windows), что было бы логичным, но и марку ПК, его идентификатор (GUID), язык системы, серийный номер накопителя, версию BIOS и даже MAC-адрес — достаточно много данных для простой программы для проверки подлинности, не правда ли? Более того — эти данные сначала отправлялись раз в день, а после лавины возмущений от пользователей — раз в две недели. 



И даже если откинуть возмущения пользователей с нелицензионным ПО, оказалось, что с проблемами активации сталкивались и вполне законопослушные пользователи: так, порядка 1% пользователей по официальным данным Microsoft (а это, на минуточку, около 5 миллионов человек) сразу же после выхода обновления с WGA получили уведомление о том, что они пользуются пиратской системой, хотя они честно покупали диски с ключами. Конечно, обращение в Microsoft проблему решало, но, очевидно, едва ли это радовало честных покупателей.

Более того — практически раз в год на протяжении как минимум трех лет (с 2006 по 2008 год) эта система сбоила на стороне серверов, помечая еще часть лицензионных систем как пиратские, заставляя пользователей обращаться в Microsoft за решением проблемы. 

Но что самое важное — WGA научились отключать и обходить очень быстро, то есть эта защита была сродни современной Denuvo, которая обходится за пару дней, но при этом серьезно снижает производительность ПК в играх. В итоге WGA использовалась вплоть до Windows 7: в 8 и выше от нее, вполне логично, отказались.

Windows Millennium Edition — как тысячелетие начнешь, так его и проведешь

Обычно принято хейтить Windows ME вместе с 2000 — однако делать этого не стоит по той причине, что ME была тупиковой веткой, а вот 2000, как и Vista — банальным пробным камнем на новом тогда ядре NT 5.0 (Vista — на 6.0, которое в общем и целом эксплуатируют до сих пор даже в Windows 10). Поэтому та же Windows 2000 поддерживалась целых 10 лет, и в середине нулевых избавилась от большинства проблем, работая в целом даже быстрее Windows XP из-за меньшего количества различных фич и с приблизительно тем же функционалом, а вот Windows ME побила антирекорд по поддержке: обычная закончилась всего спустя три года после выхода, в 2003, а расширенная — спустя 6 лет.

Почему так произошло? Как обычно, всё некогда созданное переживает рождение, пик и упадок: так, рождение — это Windows 95: новый интерфейс, Plug&Play, поддержка интернета — но за все это приходилось платить низкой стабильностью. Windows 98 стала пиком — она работала куда стабильнее 95ой, но при этом новых функций было куда меньше. 



А вот ME, как вы уже догадались, стала упадком: к началу нулевых было понятно, что ядро в семействе Windows 9x устарело, и у Microsoft уже была замена — ядро NT. Но, с другой стороны, «стрясти» с народа еще денег под вполне миловидным предлогом начала нового тысячелетия хотелось — так и появилась «Mistake Edition». 

Причины проблем со стабильностью этой системы были банальны: Microsoft попыталась «впихнуть» функционал куда более продвинутых версий Windows на ядре NT в по сути Windows 98 — это и центр обновлений, и защита системных файлов, и спящий режим, и поддержка съемных накопителей, и восстановление системы, и множество других мультимедийных и интернет-функций. В итоге по сути система 5-летней на тот момент давности такого не выдержала: к примеру, у достаточного количества пользователей она падала в BSOD с регулярной периодичностью в 1-2 часа. Так что в результате многие пользователи оставались на проверенной и стабильной Windows 98, переходя потом сразу на XP.

Microsoft Bob — крайне тяжелый, но дружелюбный пользовательский интерфейс

1995 год. Компьютеры становятся все более популярными и доступными для обычных пользователей — но вот как их обучить работе с новым для них устройством? И Microsoft придумала достаточно оригинальное решение — новый графический пользовательский интерфейс (GUI), где все привычные программы, такие как календарь или блокнот, расположены как бы в реальной комнате или даже комнатах и выглядят так, как в реальном мире. Причем все окружение интерактивно — например, нажатие на ручку откроет новый файл в блокноте.



Идея была достаточно интересной и точно прижилась бы сейчас — чем не «бабушкоинтерфейс»? Но все убивали системные требования: нужен был Intel 486SX, целых 8 МБ ОЗУ и SVGA-видеокарта с поддержкой 256 цветов. А также обязательно модем и мышка. Говоря современными реалиями — требовался хороший игровой компьютер ценой ближе к 100 тысячам рублей. Разумеется, пользователи, в массе своей тогда сидевшие на 386-ых с 4 МБ ОЗУ и обычными VGA-видеокартами, оказывались просто не у дел: с учетом того, что Боб был графическим интерфейсом над привычным оконным интерфейсом Windows, который был надстройкой над MS-DOS, работало все крайне медленно и люди чаще всего любовались на песочные часы вместо указателя мыши.

В итоге этот GUI не дожил даже до релиза — разработку свернули на бета-версии, здраво рассудив, что едва ли пользователи, только-только познакомившиеся с IT, будут иметь сразу навороченный компьютер. А заставлять их любоваться на то, как тормозит их первый в жизни ПК, жестоко даже для Microsoft.

Скрепыш (Clippy) — исчадие Microsoft Office

Если вы пользовались MS Office в 90-ых, то точно должны помнить этого мелкого засранца. Разработанный как помощник для освоения того же Word (на базе Боба, разумеется), он чаще мешал, чем помогал — его советы едва ли были нужны большинству пользователей, а закрывать его каждый раз было не то чтобы приятно. Ну и бонусом при появлении скрепки слабые компьютеры могли начать тормозить — да-да, это те самые технологии «от Боба» в действии. 



В 2001 году Microsoft решила отказаться от скрепки, добавив в Windows XP полноценных помощников типа Мерлина или «Тузика» — к счастью, они почти не мешали, легко отключались и уж точно не тормозили работу, так что воспоминания о них скорее вызывают приятную улыбку, чем раздражение — чего не скажешь о Скрепыше, попавшему даже в топ-50 худших изобретений по мнению Times.

Как видите, за всю многолетнюю историю Microsoft у них накопилось с десяток не самых лучших софтверных продуктов. Возможно, вы знаете какие-либо еще? Пишите об этом в комментариях.